В понедельник российский президент Дмитрий Медведев потребовал отдельного доклада от генпрокурора Юрия Чайки о владельцах аэропорта "Домодедово". Он выразил крайнее недовольство по поводу запутанной истории с собственником аэропорта. "В "Домодедово" разобрались? Кто собственник?" - спросил президент у Чайки. "Вроде бы известно, кто собственник, но начинают проверять - собственник спрятан за структурой бенефициарных владений, а это крупнейший транспортный узел, где садится огромное количество самолетов!" - заявил президент. Радиостанция "Свобода" попыталась разобраться с вопросом собственности аэропорта Домодедово. Сайт "Свободы" несколько дней назад опубликовал экспертный комментарий финансового аналитика Андрей Сотника. "Подлинные владельцы аэропорта "Домодедово" менялись с 1991, как минимум, ТРИНАДЦАТЬ раз. При этом все они – с именами-паролями-явками – российским властям вряд ли известны, так как их документальные следы можно собрать исключительно вне российской территории, т.е. в зарубежных офшорах", - пишет Андрей Сотник. Он также отмечал, что очень показательной является финансовая история аэропорта. Сотник пишет, что нынешний владелец аэропорта - группа "Ист Лайн" - возникла еще в СССР в феврале 1991 года. Это было функционирующее в Свердловске советско-лихтенштейнское совместное предприятие в форме акционерного общества закрытого типа. "Сомневаюсь, что в советское время фирма с зарубежными корнями могла возникнуть без участия КГБ", - отмечает эксперт. Он также приводит имена основателей компании - Дмитрий Каменщик и Дмитрий Шаклеин. Согласно данным эксперта, Дмитрий Каменщик основал и возглавил компанию "Ист Лайн" в Свердловске - ему тогда было 22 года. До этого он руководил туристической фирмой "Малахит". С 1993 по настоящее время Дмитрий Каменщик - председатель совета директоров группы "Иcт Лайн" и Председатель Совета директоров московского аэропорта "Домодедово". Далее в биографии компании - многочисленные трансформации, у которых есть ряд характерных особенностей. Летом 1994 года на Кипре была зарегистрирована новая компания – East Line, владельцем которой выступили лихтенштейнские компания и траст, одна из самых непрозрачных форм собственности. В 1995-м – очередные перемены. Лихтенштейнская компания и Дмитрий Шаклеин (один из основателей того первого, свердловского, "Ист Лайна") учредили на паях уже российское ЗАО "Ист Лайн". В 1998 году – еще одна реформация. Группа "Ист Лайн" учреждает аффилированную EAST LINE Handling. Позже в группе появляется новый офшор – Airport Services Development Ltd (остров Мэн, владел 19,99% ЗАО "Авиакомпания Ист Лайн"). В декабре 2000-го группа "Ист Лайн" объявила о реконструкции аэровокзального комплекса "Домодедово", которая была завершена после 2003-го года. Похоже, в это же время произошла еще одна конфиденциальная трансформация группы "Ист Лайн". В ее бухгалтерских отчетах за 2000 - 2001 гг. появилась компания Hacienda Investments (Кипр), которая владела крупными пакетами в разных имеющих отношение к "Домодедово" компаниях. По данным российской регистрационной палаты, руководителем Hacienda являлся уже упоминаемый Дмитрий Шаклеин. В российской прессе бытует мнение, что группа "Ист Лайн" начала бизнес с грузовых авиаперевозок и наземного обслуживания грузов. Так оно, в принципе, и было. Но также существовал и железнодорожный бизнес. В 2004 году компания избавилась от него. И снова любопытная деталь – отнюдь не через российский рынок. Сделка проходила при участии российско-американской инвестиционной компании "Совлинк" через офшоры – то есть все платежи от купли-продажи были проведены мимо российского бюджета. Компания "Совлинк" была образована в 1990 году. Иностранные учредителя – Salomon Sedgwick (вскоре вышел из акционеров с огромным скандалом), с российской – расположенный в Вене совзагранбанк "Донау-банк и "Совфинтрейд" (создан Постановлением Совета министров СССР от 25 июля 1988 г.). Повторю еще раз: в СССР создание зарубежных бизнес-структур было исключительной компетенцией КГБ. В результате блестящего ведения бизнеса "отцами-основателями" компании (я имею в виду господ Каменщика, Шаклеина и др.) в 2004 году операционная рентабельность группы компании "Ист Лайн" достигла 42 процентов (в "нефтянке" и металлургии, например, рентабельность не превышала 25-30 процениов). Такой ценный бизнес не мог остаться незамеченным – и вот в лучших российских традициях началось выдавливание из этого бизнеса свердловских "отцов-основателей". В результате, по официальным российским данным, компания "Ист Лайн" стала полностью принадлежать офшорной фирме FML Ltd с острова Мэн. С 2005 года эта самая FML Ltd владела и 98% акций ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово" (владелец здания аэровокзала "Домодедово"). Среди совладельцев этой компании - Шон Кайрнс и Джейн Петерс. С 2004-го в группе "Ист Лайн" появляется Валерий Михайлович Коган - в качестве председателя наблюдательного совета. По информации газеты "", впрочем, его роль в компании была куда более значительна. Открытая информация об этом человеке предельно скудна и противоречива. Известно, что он родился в 1951 году, проходил срочную службу в ВМФ, имеет высшее экономическое образование. Сайт компании "Ист Лайн" сообщает, что Коган имеет "большой опыт административно-хозяйственной и дипломатической работы". Все попытки найти в бесплатном интернете информацию о том, какой конкретно "большой дипломатической работой" он занимался, абсолютно безуспешны. Просто какой-то "боец невидимого фронта" – или занимался абсолютно закрытой дипломатией, либо открытой, но под иной фамилией. Эксперт отмечает, что до последнего времени Валерий Коган был бизнесменом средней руки. В 2007 году с капиталом в 90 млн долларов он занимал лишь 499-е место в рейтинге 500 богатейших людей России журнала "Финанс". В 2008 году с состоянием в 600 млн долларов он был уже на 157-м месте. Стремительно разбогатевший бизнесмен начинает жить на широкую ногу. Израильские СМИ сообщают о нем удивительные вещи. Валерий Коган, один из самых скрытных российских олигархов, произвел фурор в израильских СМИ, купив на имя жены пять вилл в Кейсарии, на общую сумму в 17 млн долларов (его сосед - небезызвестный предприниматель Аркадий Гайдамак). Разрушив все строения на купленном участке земли, он собирался возвести там два здания с подземными стоянками, стоимостью в 50 млн долларов. Коган даже привез для этого в Израиль итальянских дизайнеров. Разрешение на слияние участков в один и начало строительства были уже получены, но из-за финансового кризиса российский олигарх был вынужден заморозить проект, а затем и выставить эту территорию на продажу, сообщала газета "Маарив". За год до израильской эпопеи Валерий Коган приобрел землю и недвижимость (дом площадью в 2 тыс. кв. м) в американском городе Гринвич (штат Коннектикут). Замыслам олигарха воздвигнуть там апартаменты площадью в 5 тыс. кв.м. пытались воспротивиться местные жители, Bloomberg. Члены местной комиссии выразили озабоченность тем, что планировка дома, включающая 26 туалетов и гараж на 12 автомобилей, предполагает, что в дом будет приезжать слишком много гостей. А улица, которая ведет к апартаментам, слишком узка и будет перегораживаться, создавая неудобства другим жителям. Тогда же выяснилось, что бизнесмену уже принадлежит недвижимость на Манхэттэне и в штате Калифорния. Газета "Едиот Ахронот" писала, ссылаясь на одного из живущих в Израиле русскоязычных олигархов, что Коган – "бизнесмен, известный близостью к президенту Путину". В 2007 году в биографии "Домодедово" очередные перемены. Для управления аэропортом создается новая компания – "Группа Ист Лайн". В нее входят управляющая (и снова!) офшорная компания Airport Serviсes Development Ltd и 15 предприятий, обеспечивающих работу "Домодедово". Сразу же после создания группа провела глобальную реконструкцию аэропорта, модернизировав взлетно-посадочные полосы, открыв новый аэровокзальный комплекс и договорилась с железнодорожниками о запуске первой электрички от Павелецкого вокзала до аэропорта. 2010-й год отмечен очередной трансформацией. Согласно ежегодному отчету FML (компания, которая номинально контролирует "Домодедово") 36,3% акций компании владеет уже упомянутый Шон Кайрнс, а 63,7% – Джейн Петерс. Между тем, еще год назад у FML было три акционера,.Третим был очередной офшор (Copperwood Nominees Ltd). Кто стоит за этим офшором и за что его вышибли из совладеьцев - неизвестно. Кто заработал на всех этих куплях-продажах через офшоры? Тоже неизвестно, пишет эксперт. дата: 21.02.2011
Ссылку на новость Эксперт попытался разобраться, кто является собственниками аэропорта Домодедово Вы можете установить к себе на сайт или блог, вот html код: <a href="http://tobiz.ru/n/bbkl.html" target="_blank">Эксперт попытался разобраться, кто является собственниками аэропорта Домодедово</a> Открывается эта ссылка в новом окне.
|